Воздух в батареях – причина многих проблем с отоплением. Холодные батареи в помещении, где уже включено отопление, могут быть следствием застоя воздуха в системе. Важно знать, как правильно выпустить воздух из батареи, чтобы обеспечить эффективную работу отопительной системы и создать комфортный микроклимат в доме.
Пошаговое руководство
-
Откройте вентиль на батарее, используя специальный ключ или отвертку. Обычно вентиль находится на верхней части батареи, иногда сбоку. Поворачивайте ключ против часовой стрелки, чтобы открыть вентиль.
-
Постепенно открывайте вентиль, слушая звук выходящего воздуха. Будьте осторожны, чтобы не открутить вентиль слишком сильно и не допустить утечки воды.
-
Подождите, пока из вентиля не начнет идти струя воды без пузырьков воздуха. Это означает, что воздух полностью выпущен из батареи.
-
Закройте вентиль, повернув его по часовой стрелке. Убедитесь, что вентиль закрыт плотно, чтобы избежать утечек.
-
Проверьте батарею на наличие тепла. Если после выпуска воздуха батарея все еще остается холодной, возможно, в системе еще остался воздух. Повторите процедуру выпуска воздуха еще раз.
Мнение эксперта:
При возникновении ситуации, когда отопление включено, но батареи остаются холодными, многие сталкиваются с проблемой воздуха в системе отопления. Эксперты рекомендуют спустить воздух из радиаторов, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла по помещению. Для этого необходимо найти шпильку или воздушный клапан на верхней части батареи и осторожно открутить его, пока не начнет идти воздух. После этого следует дождаться появления воды и закрутить клапан. Повторить процедуру для всех радиаторов в помещении. Это позволит избавиться от воздушных пробок и обеспечить эффективную работу системы отопления.
Если на батарее стоит другой кран
Краны Маевского появились достаточно давно – в 1933 году – и сразу стали использоваться специалистами. До этого на батареи устанавливались обычные водоразборные краны. Однако население сливало горячую воду для своих нужд. С воздухоотводчиком несанкционированный слив теплоносителя удалось пресечь.
Кран Маевского может иметь совершенно разный вид:
На старых чугунных батареях он часто закрашен и практически неузнаваем.
На самом деле конструктивно все краны Маевского похожи:
Используются все ручные воздухоотводчики одинаково. Разница лишь в выборе инструмента для откручивания запорного винта – это может быть ключ, отвертка, разводной (гаечный) ключ. Нередко к винту уже прикреплена ручка – тогда ее можно просто повернуть пальцами.
Исключение составляют воздухоотводчики автоматического типа. Они выпускают воздух самостоятельно. Внешне отличаются наличием колпачка.
Такие устройства устанавливаются только на современные батареи. Они удаляют воздух по мере его накопления, но склонны к засорению. Если воздухоотводчик засоряется, воздух не удаляется. Более того, может появиться течь из клапана. Автоматические воздухоотводчики сложно чистить. Обычно их меняют.
Воздуху в батареях не место. Воздушные пробки – это не только холод зимой, но и причина разрушения металла.
Причина | Решение | Последствия |
---|---|---|
Воздушная пробка | Спустить воздух | Равномерное распределение тепла, более эффективная работа системы отопления |
Засор воздухоотводчика | Прочистить или заменить воздухоотводчик | Нарушение циркуляции воздуха, снижение эффективности отопления |
Неправильный монтаж системы отопления | Обратиться к специалистам | Неравномерное распределение тепла, холодные зоны в помещении |
Интересные факты
-
Воздушные пузыри образуются в системе отопления из-за неполного заполнения труб водой. Воздух легче воды, поэтому поднимается в верхнюю часть системы и скапливается в радиаторах.
-
Если в батареях много воздуха, теплоноситель не может равномерно распределиться по всей поверхности, что приводит к неравномерному обогреву помещения и холодному нижнему краю радиаторов.
-
Для спуска воздуха из батарей необходимо использовать специальный ключ или обычную отвертку. Воздушный клапан расположен обычно в верхней части радиатора. При сбросе воздуха из батареи может выйти небольшое количество воды, поэтому следует заранее подставить под клапан емкость.
Кран не открывается
Если кран на батарее не открывается, возможно, он застыл или забился из-за накопившейся грязи или ржавчины. Прежде всего, попробуйте аккуратно попрокрутить кран сначала в одну сторону, затем в другую. Если кран все равно не открывается, не пытайтесь сильно его закручивать или откручивать – это может привести к поломке.
Для того чтобы разблокировать кран, можно попробовать применить небольшое количество смазки на место соединения крана с батареей. Для этого подойдет обычное масло или силиконовый спрей. Нанесите смазку на кран и дайте ей немного времени, чтобы проникнуть в засохшие участки. Затем попробуйте снова аккуратно повернуть кран.
Если после этих действий кран все еще не открывается, лучше обратиться к специалисту. Пытаться самостоятельно разобрать кран или применять силу может привести к серьезным повреждениям системы отопления. В случае, если кран не поддается ремонту, возможно, потребуется его замена.
Вопросы и ответы
Как выпустить воздух, если на батарее отсутствуют какие-либо краны?
Воздухоотводчики устанавливаются на верхних точках системы отопления. У жителей нижних этажей многоквартирного дома они не обязаны быть. Вы можете поставить такой кран, но мероприятие не будет эффективным. Весь воздух скапливается вверху. Нужно попросить соседа выпустить воздух или обратиться к коммунальщикам.
Запрещается откручивать глухие пробки (даже частично). Обратно их потом не закрутить, а хлынувший кипяток принесет массу негативных эмоций и убыток бюджету.
Кто должен заниматься развоздушиванием батарей?
К сожалению, жилищным законодательством России не установлено, кто должен заниматься этим вопросом – управляющая компания (УК) или жильцы верхних этажей. Однозначно можно сказать одно: плохой нагрев батарей – профессиональное дело УК. Какими средствами будут сделаны батареи горячими, вас волновать не должно. Выпустить воздух из батарей можно и в подвале, так называемой «продувкой стояков». Если развоздушить систему самостоятельно не получается, смело подавайте письменную заявку-сообщение в УК о плохом нагреве. При письменном отказе пишите жалобу в Государственную жилищную инспекцию.
В стравливании воздуха нет ничего сложного. Нужно всего лишь открутить винт сбоку батареи, подставить ведро и через 5–15 минут закрутить. Будьте готовыми к тому, что повторять мероприятие придется несколько раз. Если проблема все равно не исчезает, значит, искать причину нужно в другом. Старые батареи и стояки могут быть сильно загрязнены («забиты»). Также возможно, что у теплоносителя не хватает давления. Все эти моменты коммунальщиками учитываются и регулируются.
После подачи тепла коммунальщикам дается 10 дней на развоздушивание и регулировку системы отопления проблемных домов.
Проверка состояния терморегулятора
Терморегулятор, или термостат, играет ключевую роль в работе отопительной системы. Если батареи остаются холодными, возможно, проблема кроется именно в нем. Для начала необходимо проверить его состояние:
- Убедитесь, что терморегулятор находится в рабочем состоянии. Для этого переключите его на максимальную температуру и дождитесь, пока отопление начнет работать. Если батареи станут теплыми, значит, терморегулятор функционирует правильно.
- Проверьте батареи в других помещениях. Если везде проблема одинакова, скорее всего дело в центральной системе отопления, а не в терморегуляторе.
- Если же только в одной комнате батареи холодные, возможно, терморегулятор неисправен. В этом случае лучше обратиться к специалисту для замены или ремонта устройства.
Помните, что неправильная работа терморегулятора может привести не только к холодным батареям, но и к перегреву системы отопления, что может быть опасно. Поэтому важно регулярно проверять состояние этого устройства и обращаться за помощью к профессионалам при необходимости.
Частые вопросы
Что делать если отопление дали а батарея холодная?
Причина в завоздушенности внутридомовой системы отопления. Сантехнику или инженеру нужно «стравить» воздух на верхних этажах дома через краны Маевского и перезапустить систему. Этих простых мер вполне достаточно. Батареи начнут теплеть через час-полтора.
Как правильно спустить воздух в батареях?
Для этого необходимо отверткой с плоским шлицом или специальным ключом немного повернуть кран против часовой стрелки. Воздух начнет с шипением выходить. Как только потечет струйка воды без пузырьков воздуха, кран нужно закрыть. Таким образом вы за минуту избавитесь от воздушной пробки в радиаторе.
Что будет если не спускать воздух из батарей?
Во-первых, в квартире или частном доме станет гораздо холоднее, вплоть до полного нивелирования отопления. Во-вторых, завоздушенная зона в зимний период может замерзнуть, что парализует отопительную систему в целом.
Как понять Завоздушены батареи или нет?
Как понять, что батарея завоздушена Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки – шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед началом спуска воздуха из батарей убедитесь, что система отопления выключена и батареи остыли. Это позволит избежать возможных ожогов и повреждений оборудования.
СОВЕТ №2
Для спуска воздуха из батарей используйте специальный ключ для отпускания воздушного вентиля. Помните, что воздушный вентиль находится обычно на верхней части батареи.
СОВЕТ №3
После того, как спустили воздух из батарей, проверьте давление в системе отопления и, при необходимости, долейте воду. Это поможет избежать проблем с отоплением в будущем.